Предостережение родителям: последствия телесных наказаний детей
Автор: Юлия Загороднева.
Недавно мне попалась ужасающая статистика телесных наказаний детей в мире, и, в частности, в России. Я была потрясена масштабностью этого явления. Порка, подзатыльники, оплеухи, шлепки – этот пугающий список многообразен и очень велик. Как безумно велико и число детей, испытывающих телесные наказания в своей жизни.
Вот данные некоторых опросов в разных странах:
Франция – 67% родителей признались в том, что телесно наказывали своих детей.
Германия – 61% представителей низшего класса, 55.5% среднего, 57% высшего класса иногда прибегают к телесным наказаниям.
Польша – 80% взрослых в детстве подвергались телесным наказаниям.
Сербия – 73% детей от 2 до 14 лет испытали физическое наказание.
Финляндия – 73% женщин и 68% мужчин признали, что иногда применяли телесные наказания.
Австралия – 71% родителей шлепают своих детей.
США – 72% опрошенных поддерживают телесные наказания как законную форму воспитания (от 55% в Вермонте до 87% в Алабаме).
Россия – 67% опрошенных считают, что телесные наказания школьников иногда необходимы.
В США и России матери наказывают своих детей телесно чаще, чем отцы. Пощечины и подзатыльники – материнская форма наказаний; отцы же чаще матерей используют для наказания посторонний предмет – например, ремень или палку.
Несмотря на то, что в основном мои клиенты – взрослые люди, я не могу оставаться равнодушной к этим цифрам. Ведь как психолог, я знаю особенности становления детской личности, особенности детского развития. Эта тема интересна мне, во-первых, потому, что проблемы, с которыми ко мне на психологические консультации приходят взрослые, в подавляющем большинстве случаев рождаются именно в детском возрасте. А во-вторых, эта тема очень волнует меня оттого, что я питаю огромное сочувствие к малышам, которые вынуждены страдать только потому, что их родители не очень-то знают, как правильно обходиться со своими детьми.
Это не статья о том, как нужно воспитывать подрастающее поколение, это скорее собрание моих печальных мыслей о том, как обстоит дело с воспитанием детей в настоящее время.
Я не хочу заниматься морализаторством и нравоучением, призывая родителей к уважению своего чада и к применению более гуманных средств воспитания. Это вызывает лишь ответную агрессию и протест. Я хочу лишь призвать родителей, практикующие телесные наказания к своим детям, задуматься о последствиях психологической травмы, которую они наносят своему ребенку, поднимая на него очередной раз руку или беря ремень.
На сегодняшний день научными исследованиями доказано множество негативных последствий телесных наказаний детей. Это повышенная агрессивность таких детей, склонность к насилию и антисоциальному поведению. Дети с повышенной агрессивностью гораздо чаще других детей устраивают истерики, дерутся, кусаются, портят вещи от злости, прибегают к словесной агрессии, не хотят подчиняться правилам – для них существует только «я хочу», они равнодушны к чувствам других людей, мстительны, легко ущемляют права и достоинство других людей. Дети, подвергающиеся телесным наказаниям, привыкают считать, что «прав тот, кто сильнее», и, сами страдающие от взрослых, которые сильнее их, вымещают свой гнев на младших членах семьи, друзьях, которые слабее и беззащитных животных. Яркими примерами антисоциального поведения являются частые школьные прогулы, хулиганство, бродяжничество, кражи, мошенничество.
Психолог Элизабет Гершоф проанализировала 27 исследований и в своей работе «Больше вреда, чем пользы: итоги научного исследования намеренных и ненамеренных воздействий телесного наказания на детей» (2010) констатировала, что чем больше родители используют телесные наказания в отношении своих детей, тем агрессивнее они себя ведут, и тем больше они демонстрируют антисоциальные формы поведения. Американское исследование 2010 года (Taylor C. A., Mangarello J. A., Lee S. J., Rice J. C. «Mother’s spanking of 3-years-old children and subsequent risk of children’s aggressive behavior») посвящено изучению зависимости между телесными наказаниями детей в возрасте 3-х лет и их агрессивностью в возрасте 5 лет. При выровненном уровне агрессивности детей в возрасте 3-х лет (исследование учитывало разнообразные факторы, способные повлиять на результаты), в возрасте 5-ти лет эти же дети демонстрировали разный уровень агрессивности. Дети, которые подвергались телесным наказаниям чаще других, оказались боле агрессивными. Еще одно исследование (Simons D. A., Wurtele S. K. «Relationships between parent’s use of corporal punishment and their children’s endorsement of spanking and hitting other children») показало, что дети, в отношении которых родители применяли телесное наказание, больше других детей склонны выбирать силовые методы разрешения конфликтов со своими ровесниками.
Наказания такого рода негативно сказываются на здоровье детей – психическом (депрессия, повышенная тревожность, стресс и пр.) и физическом.
Доказано (Bugental D. B. «The hormonal costs of subtle forms of infant maltreatment»), что реакцией на телесные наказания в возрасте одного года является повышение у детей уровня стрессового гормона кортизола. Другие исследования (Gershoff 2010, Grandall, Chiu, Sheehan 2006, Zolotor 2008) показывают, что телесные наказания влекут за собой большой риск нанесения ребенку физических повреждений.
Телесные наказания ухудшают взаимоотношения родителей и детей, так как ребенок не чувствует себя защищенным в семье. О каком взаимоуважении и доверительных отношениях может идти речь?
Во всех 27 исследованиях, проанализированных Элизабет Гершоф, этот факт подтвержден.
Существуют исследования и о взаимосвязи умственных способностей и телесных наказаний. Когнитивные методы воспитания (беседы, объяснения) ведут к увеличению нейронных связей в мозге, тем самым способствуя повышению умственных способностей ребенка. Телесные наказания вызывают страх и стресс, снижают уровень IQ и препятствуют достижению успеха в учебе.
Многочисленные исследования (Aucoin, Straus) выявили, что дети, которые подвергаются телесным наказаниям, имеют более низкий уровень IQ. Кроме того, исследование структуры мозга с помощью магнитно-резонансной томографии (Tomoda A., Suzuki H., Rabi K., Sheu Y. S., Polcari A., Teicher M. H. «Reduced prefrontal cortical gray matter volume in young adults exposed to harsh corporal punishment») выявило, что у людей, которые до 12 лет длительное время постоянно подвергались сильным телесным наказаниям (вроде порки ремнем и пр.), меньше серого вещества в мозге (это вещество отвечает за восприятие, рефлексию, память, эмоции, речь и пр.).
Многие исследователи признают, что телесные наказания детей могут способствовать возникновению различных сексуальных отклонений (эксгибиционизм, садизм, мазохизм и т.д.) (Dugan C., Straus M. A., а ранее этот вопрос изучался З. Фрейдом, К. Г. Юнгом, зоологом и этологом Д. Моррисом).
Не исключается связь между телесными наказаниями и гомосексуализмом, педофилией, эфебофилией (хотя, на сегодняшний день однозначно утверждать о наличии такой связи нельзя). На возникновение этих эффектов главным образом влияет контекст физического наказания (эротические переживания ребенка во время наказания, чему способствует, например, оголение).
Конечно, на то, каким вырастет Ваш малыш, влияет множество факторов (врожденные качества, психологическая атмосфера в семье, социальное окружение и пр.), и психологическая травма может быть получена не только от телесного наказания, но и от психологического насилия, которое практикуется в семьях не реже, и от травмирующего события, произошедшего вне семьи. Последствия телесных наказаний также зависят от конкретных условий, в котором оно применяется по отношению к малышу. Но как уже было показано выше, применение телесных наказаний сопряжено с огромными рисками, и вряд ли любящий родитель, знающий эти последствия, будет готов рисковать психическим и физическим здоровьем своего ребенка.
Ну и последний факт для приверженцев телесных наказаний. В краткосрочной перспективе – чтобы предотвратить нежелательное действие «здесь и сейчас», с помощью телесных наказаний можно добиться послушания, но в перспективе долгосрочной, в отношении воспитания, развития, приучения ребенка к моральным нормам и правилам, этот метод абсолютно бессилен. К этому единогласно приходят все современные ученые. Среди многочисленного количества исследований влияния телесных наказаний на детей нет ни одного доказательства их эффективности. А вот доказательства их нежелательности и даже недопустимости только растут. Так зачем же продолжать использовать этот жестокий, атавистический метод воспитания, который не только неэффективен, но и вреден?
Мне кажется, что любящий родитель должен воспринимать своего ребенка не как собственность, на которую он может поднять руку, если больше не находит никакого другого способа влияния на него, а как автономного человечка, пусть пока и маленького, но имеющего право на уважительное отношение, безопасность и защищенность в семье. При таком восприятии малыша нет желания дать ребенку подзатыльник за двойку или до беспамятства трясти его за то, что он почему-то закатил истерику, а есть желание искать эффективные и гуманные способы воспитания, есть желание понять своего ребенка.
Найти правильный подход к своему малышу Вы можете самостоятельно, изучая специальную литературу или придя на психологическую консультацию, где специалист поможет Вам выстроить правильную линию поведения со своим ребенком. Сегодня есть много хороших психологических центров с квалифицированным штатом детских психологов, готовых помочь родителям, которые запутались и не понимают, как обходиться со своим чадом. На консультации психолога Вы можете получить ответы на все вопросы, касающиеся воспитания детей.
Любой ребенок имеет право на безопасность и физическую неприкосновенность. Это его безоговорочное и безусловное право.
Я сочувствую каждому малышу, который подвергается телесному наказанию, не получает в семье любви, чувства защищенности и безопасности, которые ему так необходимы. Я также сочувствую всем взрослым, которым в детстве пришлось пережить этот тяжелый опыт. Каждый взрослый, который был жертвой телесных наказаний в детском возрасте, также может придти на психологическую консультацию, чтобы залечить раны своего прошлого.