Что такое трансактный анализ?
Автор: Юлия Загороднева.
Трансактный анализ (ТА) – популярное, успешное и эффективное направление психологии, основанное американским психиатром Эриком Берном. ТА включает в себя теорию личности и терапию, направленную на развитие, изменение и совершенствование личности. Это очень глубокая теория, изложенная простым, доступным и ясным языком, имеет очень широкий диапазон применения.
Как устроена личность человека? Почему каждый конкретный человек ведет себя именно так, а не иначе? Можно ли изменить поведение, привычки? Как управлять эмоциями? Как измениться самому и изменить свою жизнь? На эти и многие другие вопросы ТА дает нам ответы.
В основе теории трансактного анализа лежит несколько ключевых идей. Я перечислю только некоторые, основные идеи.
Теория личности.
Теория личности в ТА помогает понять нам, как устроена личность человека структурно и функционально. На основе этой модели мы можем понять причины поведения человека в той или иной ситуации. С помощью ТА нам будут понятны все реакции человека, даже те, которые на первый взгляд кажутся неадекватными ситуации. И, что самое главное, трансактный анализ дает инструментарий для изменения этих реакций.
Теория коммуникации.
Эрик Берн выделил основную единицу социального взаимодействия – трансакцию. Трансактный анализ изучает подобные взаимодействия – а именно, какой слой многоуровневой личности одного человека дает стимул, и какой слой многоуровневой личности другого человека дает на этот стимул трансактную реакцию.
Коммуникация может быть скрытой и явной. Скрытые послания порой разнятся с явными и открытыми. Разногласия между тем, что мы говорим, и тем, что мы на самом деле подразумеваем и несем другим (а значит и тем, что люди видят в наших посланиях) – причина многих недоразумений, конфликтов, разногласий и проблем.
В рамках этой теории сформированы правила коммуникации, позволяющие общению, нужному нам, быть сколь угодно долгим, и изменить характер того общения, которое нас не устраивает.
Игнорирование, искажение, мировосприятие.
Люди часто игнорируют или искажают объективную реальность для того, чтобы она вписывалась в их представляемую картину мира. Ту, которую они создали, будучи детьми. Например, человек может неосознанно игнорировать любую информацию, касающуюся решения его проблем. В детстве это было лучшей стратегией выживания, удовлетворения потребностей и существования, мы подстраивались под существующие условия жизни; во взрослой жизни это мешает видеть нам объективную реальность, мешает менять свою жизнь в лучшую сторону, мешает решать проблемы, мешает самореализовываться.
ТА учит нас жить осознанно, активно, то есть жить объективной реальностью, а не так, как мы привыкли или нас научили в детстве.
Рэкет и игры.
В детстве родители одни наши чувства поощряют, а другие запрещают. Для одобрения родителей мы начинаем испытывать только разрешенные чувства. Это происходит неосознанно. Так мы учимся испытывать рэкетные (то есть ложные) чувства, и подавлять истинные. Во взрослой жизни мы продолжаем скрывать свои подлинные чувства, замещая их теми, которые разрешались в детстве.
Игра – это повторяющиеся друг за другом действия, внешне правдоподобные, но скрывающие подвох и манипуляцию, с четко определенным и предсказуем концом – «расплатой». Игра всегда включает момент «переключения» – когда чувства игроков меняются с рэкетных положительных на рэкетные негативные. Люди играют в игры, не осознавая этого.
Если в Вашей жизни были неприятные ситуации, которые повторялись, и Вы говорили себе – «Ну почему со мной опять такое», «Как это могло со мной опять случиться?», «Я думал, что он другой человек, а он… », – значит, Вы тоже игрок.
Почти все игры носят негативный характер, поэтому их анализ очень важен для человека. С помощью ТА Вы можете научиться видеть свои игры и игры других людей, научитесь не играть (то есть действовать по шаблону), а жить; а также испытывать и выражать свои настоящие чувства, а не те, которым вас научили.
Сценарий жизни.
Наряду с теорией личности, концепция сценария жизни – краеугольный камень ТА. Сценарий жизни – наш жизненный план, с началом, серединой и концом. Он закладывается в раннем детстве – до 5-7 лет, и включает в себя предписания родителей, которые мы слышали, будучи малышами, и наши детские решения. Он определяет, будет ли человек победителем или проигравшим в жизни, как он проживет свою жизнь, и как ее закончит, какие поворотные моменты будут в его жизни.
Концепция сценария жизни объясняет нам, как именно люди могут неосознанно создавать себе проблемы, и как они решают их. Также становится ясно, почему мы продолжаем использовать привычную жизненную стратегию поведения во взрослой жизни даже тогда, когда это приводит к саморазрушительным, болезненным и трагическим результатам.
Работа с психологом в рамках этой концепции помогает уйти от сценария и жить в реальном мире, создавать новую жизнь осознанно, а не под влиянием детских решений и родительских предписаний.
Автономия.
Автономия – это состояние личности, при котором человек использует все ресурсы взрослой личности, продуктивно решает проблемы, то есть использует не детские стратегии поведения, а новые, взрослые. Человек ведет себя, мыслит и чувствует, исходя из состояния «здесь и сейчас», а не из сценарных убеждений и привычек.
Автономия подразумевает наличие у человека следующих компонентов:
- осознание (способность воспринимать чистые впечатления, чистую информацию, чистые чувства такими, какие они есть в действительности, без интерпретаций);
- спонтанность (способность свободного самостоятельного выбора из всего возможного диапазона чувств, мыслей, поведения, реакций);
- способность к интимности (то есть к такой близости между людьми, при которой люди выражают друг другу свои истинные, «аутентичные» чувства, желания, потребности без какой-либо цензуры, стереотипов, ограничений).
Автономия – то состояние, к которому нужно стремиться. То состояние, при котором человек может достичь максимальных высот и полной самореализации. Это состояние и есть настоящая, полная, гармоничная и счастливая жизнь.
Трансактный анализ используется психологами и психотерапевтами во всем мире для успешной помощи людям (начиная от помощи в решении личных проблем и проблем во взаимоотношениях, заканчивая лечением серьезных психических проблем); а также для помощи людям, у которых нет конкретных серьезных проблем, но которые хотят стать более счастливыми, получать от жизни больше, хотят саморазвития и полной реализации своих возможностей.