.

Особенности первой встречи с психологом

Особенности первой встречи с психологом

Автор: Юлия Загороднева

Первая консультация психолога всегда волнительна. К тревоге от накопившихся проблем, к самой по себе стрессовой ситуации знакомства с психологом и необходимости раскрываться перед новым человеком, добавляются следующие факторы, влекущие за собой определенные сложности:

  1. Наличие у клиента различных интроектов (установок), таких как «нельзя просить о помощи», «нужно всегда быть сильным», «не выноси сор из избы», «к психологам обращаются психически нездоровые люди» и пр.

Эти установки, внушенные человеку с детства, не имеют никаких доказательств, однако воспринимаются как нерушимая истина. Они не подвергаются сомнениям – и в этом их негативный характер. Мало того, что они усложняют и оттягивают окончательное принятие решения прийти к психологу, что приводит только к запутыванию проблем, они провоцируют целую гамму неприятных переживаний на самой консультации, мешают быть искренним, провоцируют чувство неловкости, вины, «неправильности», «беспомощности». Рационализация, формальное изложение проблемы, подавление настоящих чувств часто выступают способами защититься от этих неприятных переживаний.

  1. Восприятие клиентом себя как объекта.

Очень часто активную роль на консультации клиенты отводят психологу, себе же – роль объекта, с которым психолог будет совершать некие психологические манипуляции. Логика их рассуждений такова: «я должен рассказать суть проблемы максимально точно, в деталях, чтобы психолог решил, что делать с проблемой и со мной». Таким образом, клиент обесценивает свою роль в решении проблемы, и возлагает всю ответственность на психолога. Такая позиция приводит к чрезмерным, неоправданным ожиданиям – достаточно прийти, рассказать о проблеме, остальное – дело рук психолога, а если консультация не приводит к желаемому результату, клиент делает вывод о том, что эту проблему вообще нельзя решить или перед ним плохой специалист.

Если эта позиция остается неизменной, работа обречена на провал, так как успех психологической консультации напрямую зависит не только от профессионализма и опыта психолога, но и от активности и готовности к сотрудничеству клиента. Только при восприятии себя как субъекта, как человека, на котором лежит ответственность как за появление, наличие, так и за решение проблемы, можно достичь желаемого результата.

  1. Наличие у клиента негативного опыта консультирования в прошлом.

Если когда-либо в прошлом клиент уже обращался к психологу, и этот опыт был негативным, это может значительно тормозить процесс консультирования в настоящем с другим специалистом. Этот опыт необходимо проработать. Возможно, консультант и вправду работал непрофессионально, и потому не смог помочь. Однако вероятность имеет и факт наличия у клиента сопротивления. Сопротивлением психика защищает привычные модели поведения, шаблоны мышления и пр., противится изменениям: день ото дня демонстрировать неэффективные и даже разрушающие паттерны (образцы) поведения бывает легче, чем их изменить, часто проблема дает вторичную выгоду (например, жалость других), что тоже мешает клиенту измениться. Сопротивление нужно просто осознать, переждать, пережить, и тогда изменения возьмут свое, но именно в этот момент многие бросают терапию.

Психологу необходимо выяснить, по каким причинам клиент считает предыдущий опыт консультирования негативным, и посвятить время формированию доверия к процессу консультированию у клиента. В противном случае отсутствие доверия к психологу и перенос клиентом негативного опыта прошлого на настоящее могут негативно сказаться на результатах работы.

  1. Ожидание клиентом революционных изменений в его жизни сразу после первой встречи.

Конечно, некоторые запросы можно решить за одну-две встречи, однако большинство проблем требуют более длительного времени работы. В этом случае первая консультация служит цели подготовки почвы для дальнейшей работы: знакомство, принятие окончательного решения работать дальше вместе с этим психологом над проблемой клиента, формирование отношений сотрудничества, формулирование долгосрочного запроса, постановка целей и планирование дальнейшей работы. Психологическое консультирование – не волшебство, а сложный кропотливый процесс распутывания обычно целого клубка проблем клиента, который требует терпения и времени. Но ведь решение проблем, гармония в душе и счастливая жизнь стоят этого, правда?

 

Не пугайтесь, если обнаружите у себя какие-либо факторы, приведенные выше. Понять необходимость включения психолога в процесс преодоления трудных жизненных ситуаций – сложный и ответственный шаг. Сделав его и придя на психологическую консультацию, Вы уже сделаете многое. А преодолеть все эти сложности первой консультации Вам поможет специалист!