.

Мифы о психологическом консультировании

Мифы о психологическом консультировании

Автор: Юлия Загороднева.

Поскольку в нашей стране психологическое консультирование только набирает популярность, недостаток информации о нем провоцирует появление различных заблуждений и неверных представлений о том, что же такое профессиональная помощь психолога. О нашей работе существует множество мифов, и с большинством из них Вы наверняка знакомы. Есть ли в них хоть какая-то доля истины, объективны ли они? Или мифы полностью неправда и вымысел?

В этом разделе я постараюсь осветить самые распространенные из них и ответить на вопрос, что же в этих известных утверждениях правда, а что является заблуждением.

Миф №1. За психологической помощью обращаются психически «ненормальные», больные люди.

«Я же не псих» – так отвечают многие люди на предложение обратиться за профессиональной помощью. Это утверждение изначально неверно и несет в себе противоречие, так как психологическое консультирование, по определению, адресовано психически здоровым людям, имеющим те или иные проблемы и трудности в различных жизненных ситуациях, и только.

С психическими отклонениями же работает врач-психиатр, получивший специальное медицинское образование.

Таким образом, обращаться к консультанту – нормально, и не говорит ни о каких заболеваниях у человека или серьезных расстройствах психики. Приход человека на консультацию психолога, с целью решить проблему, измениться, понять себя и других, говорит о желании сделать свою жизнь лучше. А это, на мой взгляд, здорово!

Миф №2. Каждый человек может помочь не хуже специалиста. Этому не нужно учиться и получать диплом. Чем ходить на консультации психолога, лучше поговорить с кем-то из близких и знакомых по душам.

После таких разговоров «по душам» со знакомыми или близкими, становится легче на какое-то время. Снимается напряжение, мы чувствуем поддержку. Только этот эффект быстро проходит, и наше состояние возвращается к такому же, что и было, или даже ухудшается.

Друзья и знакомые не бывают объективны в оценке ситуации (а порой и вовсе говорят то, что человек хочет услышать), они не понимают всех глубинных процессов, происходящих с человеком, рассказывающем о своей проблеме, не могут осознанно управлять процессом психологической помощи, не могут помочь человеку осознать истинную причину проблемы (которая обычно далека от той, которую изначально озвучивает клиент), как сможет это сделать профессионал. У специалиста есть свои профессиональные инструменты для оказания психологической помощи, целый арсенал профессиональных знаний об особенностях и закономерностях функционирования человеческой психики. Он владеет специальными методами выявления деструктивных моделей поведения и реакций клиента, знает, как помочь клиенту их осознать и заменить на более конструктивные.

Таким образом, помощь психолога профессиональна, более эффективна, и способна реально помочь клиенту решить проблему и изменить ситуацию его жизни к лучшему.

Миф №3. У психолога не может быть своих проблем.

Увы, это не так. Мы такие же живые люди, со своими эмоциями, чувствами, ошибками, которые мы совершаем и на которых учимся. Трудности возникают у всех людей, и это нормально. Суть не в том, чтобы не иметь проблем, а в том, как их решать. Психологи (я сейчас имею в виду профессиональных и практикующих психологов, а не просто людей, имеющих диплом об образовании) порой способны более продуктивно решать их, так как проходят собственную терапию, не пренебрегают попросить о помощи и охотней обращаются к другим специалистам, если затрудняются решить проблему самостоятельно.

Утверждение, что у психолога  не может быть проблем, подобно заявлению о том, что у стоматолога не могут заболеть зубы, а у сапожника порваться ботинки.

Миф №4. Помощь психолога сравнивают с помощью экстрасенса, его считают магом и гуру, человеком, обладающим сверхспособностями.

На консультации у психолога не открывается «третий глаз», он не ясновидящий и не предсказатель. Все это ненаучно, и к психологии не имеет никакого отношения. Вы можете верить в это или нет. Но категория «веры» далека от науки.

Все знания, умения и навыки, которыми пользуется специалист на консультации, имеют научное обоснование, и проверены многолетним опытом и практикой консультирования. И человек, применяющий ненаучные знания в процессе консультирования и не получивший специального образования, не имеет права называть свою работу «психологическим консультированием».

Миф №5. Главное в консультировании – дать правильный совет, способный решить проблемы клиента. А для грамотного совета психологу необходимо иметь богатый жизненный опыт.

Этот миф о советах психолога содержит в себе сразу два неверных утверждения.

Ждать готовых советов психолога во время консультации – по сути, перекладывание ответственности за свою жизнь на консультанта. Профессионал не будет давать советов, так как это отнюдь не способствует развитию личности, а провоцирует безответственность, незрелое и несамостоятельное поведение.

Советов психологи не дают – одно из важнейших правил, и все профессионалы его придерживаются.

Истинная цель психолога – создать условия для того, чтобы клиент сам нашел верный путь для улучшения своей жизненной ситуации, сам увидел истинные причины своих трудностей и эффективно решил проблему. Приходя к выходу самостоятельно, а не с помощью советов психолога, клиент учится брать ответственность за свою жизнь и осознанно ее строить.

Чтобы выполнить эти задачи, нужен не личный опыт, а профессиональные умения и навыки. И опыт поведения в тех же ситуациях, что и у клиента может быть даже опасен тем, что он может начать переносить свою проблему на проблему клиента. Специалист же должен подходить к работе объективно и не давать советов типа «Я бы на Вашем месте…», которые напрямую противоречат целям консультирования.

Врачу, чтобы вылечить грипп, не обязательно им переболеть. Достаточно получить образование, которое даст все необходимые инструменты для того, чтобы вылечить пациента. И жизненный опыт тут ни к чему.

Так и в психологическом консультировании.

Вот профессиональный опыт, стаж работы в консультировании, имеют значение, ровно такое же, что и в других профессиях. При этом молодой специалист способен также качественно выполнить свою работу, так как у него есть все необходимые умения и навыки.

Миф №6. Психолог – самый настоящий добряк, успокаивающий, понимающий, приносящий другим только положительные эмоции. Кроме того, он из-за приверженности профессии, должен помогать всем из благородства души, а не за деньги.

Во-первых, возникновение отрицательных эмоций на консультации вполне закономерно на определенном этапе работы, и даже ожидаемо. Так называемое «сопротивление клиента» говорит как раз о том, что «процесс пошел», изменения вот-вот наступят. Психика всегда защищает привычные ей шаблоны поведения и мысли, поэтому задача психолога на этом этапе – помочь принять эти негативные эмоции, и помочь понять клиенту, о чем они говорят. Также злость и негативные эмоции у клиентов часто вызывает раскрытие во время консультирования неприглядных и нежелательных сторон их личностей.

Со всеми этими эмоциями клиент должен справиться на консультации с помощью специалиста, и только сделав это, клиент сможет выйти на новый уровень понимания себя и других.

Многие также считают, что психологи должны, и даже жаждут помогать просто так, без оплаты, и это их профессиональный долг. При этом никто из нас, приходя в платную поликлинику или обычную парикмахерскую, не ждет, что их будут лечить или стричь бесплатно. Но у нас такая же профессия, как и остальные. Специалист долго этому обучался, проходил личную терапию, и работа на консультации – его огромный труд, вклад. И этот труд, как и любой другой, должен оплачиваться. Советов психолога ждут все в его окружении, но он вовсе не должен посвящать свою жизнь служению людям, жертвовать собой, бесплатно помогать на каждом шагу всем и вся.

Скажу больше, – профессионал не будет помогать бесплатно еще и потому, что клиент, не заплативший денег за консультацию, может мало ценить ее, у него меньше мотивов работать над собой. Так уж устроен человек. Мы часто обесцениваем то, что легко нам достается. Готовность клиента платить за консультирование – его личный вклад в терапию, отражает его готовность и желание работать над собой, его ответственность, понимание им того, что он пришел не просто «поговорить» и услышать готовый совет психолога, а действительно меняться, делать свою жизнь лучше. Так что оплата консультирования отчасти носит терапевтический эффект, является мотиватором работы над собой, клиент больше ценит и свою работу, и работу психолога.

Миф №7. Человека никто не знает лучше, чем он сам себя. И если он сам не смог разобраться в себе, в своей проблеме, то и никто не сможет.

У человека, смотрящего на свою проблему, так называемый, «тоннельный» взгляд. Он видит ее сквозь призму своих взглядов, своих моделей поведения, своих шаблонов. Поэтому люди часто ходят по кругу и не могут выйти из проблемной ситуации самостоятельно. Специалист поможет взглянуть на ситуацию жизни клиента по-новому, поможет расширить рамки восприятия клиентом его проблемы, поможет увидеть истинную причину тревожащей ситуации и найти объективный выход.

Зачастую такая позиция свидетельствует о нежелании по-настоящему решать проблему. Метафора для этой ситуации – физическая боль. Можно ничего не лечить, оставить все на своих местах, и жить потихоньку, принимая болеутоляющие средства. При этом можно нормально существовать, но причина болезни остается и никуда не девается. Помощь психолога в проблемной ситуации – альтернатива постоянному приему болеутоляющих – реальное лечение того, что болит. Чтобы и не болело, и прятать боль за болеутоляющими не пришлось. Душевная боль, как и физическая, сигнализирует о том, что в организме не все в порядке, и гораздо эффективней не глушить боль, а избавляться от нее с помощью профессионала.

Миф №8. Консультирование потребует много денег и времени. Или наоборот – достаточно одной встречи, если же результата достичь не удалось, значит это плохой специалист.

Итак, количество необходимых консультаций, а, соответственно, и сумма необходимых материальных затрат, напрямую зависит от проблемы клиента и от запроса, с которым он обращается.

Этот миф – следствие неадекватных представлений о специфике различных проблем и консультировании в принципе, нереалистичных ожиданий от психологической помощи. Некоторые из запросов действительно требуют длительной работы, и требуется несколько месяцев, а, возможно, и лет, чтобы достичь желаемых результатов. В некоторых же случаях достаточно будет посетить несколько консультаций психолога.

Таким образом, кто-то ходит к специалисту долгое время, например, год, а кому-то достаточно нескольких консультаций – все зависит от проблемы клиента.

Также не стоит забывать, что желание измениться самому, развиваться, изменить свою жизнь – достойная цель, придется потратить на нее достаточно сил и времени. И если у Вас есть такая возможность, не стоит ее упускать.

Миф №9. На консультирование стоит идти, когда проблема уже на пике своего развития, когда стало совсем плохо, а пока есть силы потерпеть ее, необязательно обращаться к специалисту.

Этот миф – следствие нашего менталитета, наших национальных установок. Так же, как многие из нас идут к стоматологу только тогда, когда терпеть боль уже невозможно. И зуб приходиться уже с корнем вырывать. Тогда как можно было бы обратиться к доктору несколько раньше, и безболезненно его вылечить.

Проблемы человека, накопившись, образуют снежный ком, и начинают затрагивать все больше и больше разных сфер жизни. И распутывать этот «ком» проблем, чтобы добраться до их истинных, глубинных причин, со временем становится все сложней и сложней. Поэтому гораздо проще и выгодней идти на консультирование не тогда, когда уже «приперло», а когда появился первый дискомфорт и неспособность справиться с трудностью самостоятельно.

Итак, выше я постаралась развеять самые известные из мифов о консультировании. Надеюсь, после прочтения этого раздела Ваш взгляд на психологическую помощь станет более объективен, и будет более точно отражать особенности нашей работы.